МБОУ СОШ с.Балтай
с.Балтай
  • Информационная безопасность

    Угрозы информационной безопасности

    Спецификой обеспечения ИБ в информационных учреждениях является состав характерных угроз. К ним относится не только возможность хищения или повреждения данных хакерами, но также деятельность учащихся. Подростки могут сознательно или ненамеренно повредит оборудование или заразить систему вредоносными программами.

    Угрозам намеренного или ненамеренного воздействия могут подвергаться следующие группы объектов:

    • компьютерное и другое оборудование образовательной организации, в отношении которого возможны воздействия вредоносного ПО, физические и другие воздействия;
    • программное обеспечение, применяемое в учебном процессе или для работы системы;
    • данные, которые хранятся на жестких дисках или портативных носителях;
    • дети и подростки, которые могут подвергаться стороннему информационному воздействию;
    • персонал, поддерживающий работу ИТ-системы.
    • Угрозы информационной безопасности образовательного учреждения могут носить непреднамеренный и преднамеренный характер. К угрозам первого типа относятся:

    • аварии и чрезвычайные ситуации – затопление, отключение электроэнергии и т. д.;
    • программные сбои;
    • ошибки работников;
    • поломки оборудования;
    • сбои систем связи.
    • Особенностью непреднамеренных угроз является их временное воздействие. В большинстве случаев результаты их реализации предсказуемы, достаточно эффективно и быстро устраняются подготовленным персоналом.

      Намного более опасными являются угрозы информационной безопасности намеренного характера. Обычно результаты их реализации невозможно предвидеть. Намеренные угрозы могут исходить от учащихся, персонала организации, конкуренты, хакеры. Лицо, осуществляющее преднамеренное воздействие на компьютерные системы или программное обеспечение, должно быть достаточно компетентным в их работе. Наиболее уязвимыми являются сети с удаленным в пространстве расположением компонентов. Злоумышленники могут достаточно легко нарушать связи между такими удаленными компонентами, что полностью выводит систему из строя.

      Существенную угрозу представляет хищение интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав. Также внешние атаки на компьютерные сети образовательной организации могут предприниматься для воздействия на сознание детей. Наиболее серьезная угроза – возможность вовлечения детей в криминальную или террористическую деятельность.

      Меры защиты

      Современные технологии информационной безопасности образовательной организации предусматривают обеспечение защиты на 5 уровнях:

    • нормативно-правовой;
    • морально-этический;
    • административно-организационный;
    • физический;
    • технический.

       

        Документы

        Документы не выбраны

        Детские безопасные сайты

        Разместите ссылки на безопасные сайты для детей. Этот блок можно также выключить.

        • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.
        • http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.
        • http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».
        • http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
        •  www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.
        • http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.
        • http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.
        • http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.
        • http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!
        • http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.
        • http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.
        •  http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.
        • http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.
        • http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.
        • http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.
        • http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.
        • http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.
        • http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.
        • http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».
        • http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.
        • http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.
        • http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
        • http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.
        • http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.
        • http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.
        • http://www.iprbookshop.ru — Электронно-библиотечная система IPRbooks.
        • http://нэб.рф — Национальная Электронная Библиотека.
        • https://infourok.ru — Инфоурок (Ведущий образовательный портал России).
        • https://www.prodlenka.org — Продленка (Образовательный портал).
        • http://ege-go.ru/math-ege/ — Информатика и математика (Образовательный ресурс).
        • https://nsportal.ru — Социальная сеть работников образования «Наша сеть».
        • http://rosmetod.ru — Росметод.
        • http://usovi.ru/index.php?page=home — У тетушки Совы: Образовательно-развлекательный онлайн клуб для детей и родителей У тетушки Совы.
        • http://www.zateevo.ru/ — Детский сайт ЗАТЕЕВО.ру (www.zateevo.ru) — сайт для детей 8-14 лет, единственный еженедельный русскоязычный интернет-журнал для школьников, выходит при государственной поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
        • http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

        • http://www.onlandia.org.ua/rus/html/etusivu.html — ON-ляндия – безопасная веб-страна. На данном сайте представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

        • http://www.icensor.ru/ — Интернет-фильтр для детей. Интернет цензор. Программа «Интернет Цензор» предназначена для предотвращения посещения сайтов, противоречащих законодательству РФ, а также любых сайтов деструктивной направленности лицами моложе 18 лет. «Интернет Цензор» обеспечивает родителям полный контроль за деятельностью в сети их детей. «Интернет Цензор» распространяется бесплатно, очень прост в использовании и хорошо защищен от удаления его ребенком.

        • http://www.tirnet.ru — Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

        • www.ms-education.ru и www.apkpro.ru - Электронный курс программы «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации.

        • http://www.nedopusti.ru/ — Социальный проект по защите прав детей «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

        • http://psyparents.ru/ — Сайт «Детская психология для родителей» создан по заказу Департамента образования города Москвы и является интернет-проектом Московского городского психолого-педагогического университета. Цель проекта — психолого-педагогическое просвещение родителей по возрастным проблемам обучения, воспитания и развития детей, а также профилактике нарушений личностного развития.

        • http://www.za-partoi.ru/ — Журнал «Здоровье школьников» Ежемесячный журнал «Здоровье школьника» — проект Издательского дома МЦФЭР, который осуществляет выпуск 25 профессиональных журналов федерального значения тиражом 250 тысяч экземпляров ежемесячно и до 100 наименований книг ежегодно общим тиражом около 300 тысяч экземпляров. «Здоровье школьника» — новый журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста.

        • http://www.newseducation.ru/ — «Большая перемена» сайт для школьников и их родителей. 

        Родителям

        Документы

        Документы не выбраны

        Педагогам

        Педагогам про информационную безопасность

        Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

        Понятие информационной безопасности

        Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

        На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

        • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
        • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
        • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

        Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

        Основные угрозы информационной безопасности

        Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

        Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

        Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

        Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

        Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

        Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

        • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
        • отказы и сбои аппаратуры;
        • ошибки в программном обеспечении;
        • ошибки в работе персонала;
        • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

        Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

        • недовольством служащего своей карьерой;
        • взяткой;
        • любопытством;
        • конкурентной борьбой;
        • стремлением самоутвердиться любой ценой.

        Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

        • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
        • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
        • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
        • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

        Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

        Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

        Через человека:

        • хищение носителей информации;
        • чтение информации с экрана или клавиатуры;
        • чтение информации из распечатки.

        Через программу:

        • перехват паролей;
        • дешифровка зашифрованной информации;
        • копирование информации с носителя.

        Через аппаратуру:

        • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
        • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

        Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

        Обеспечение информационной безопасности

        Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

        1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

        Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

        2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

        3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

        • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
        • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
        • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

        4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

        5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

        Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

        • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
        • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
        • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
        • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

        Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

        Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

        Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

        Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

        В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

        Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

        1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

        2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

        3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

        4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

        5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

        6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

        7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

        8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

        9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

        10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

        11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

        12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

        13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

        14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

        15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

        16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

        17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

        Методические и справочные материалы

        Классный час

        «Безопасный интернет в начальной школе»

        Цель: Познакомить учащихся с  опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет,  и помочь избежать этих опасностей.

        Задачи:  познакомить с правилами поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности; способствовать расширению кругозора учащихся.

        Форма:  беседа.

        Ход занятия

        I. Организация класса

        2.Сообщение темы

        УчительСегодня мы поговорим на очень важную для всех нас тему.

        Я вам загадываю загадки, а вы отвечаете.

        1.Что за чудо-агрегат

        Может делать все подряд -

        Петь, играть, читать, считать,

        Самым лучшим другом стать? (Компьютер.)

        2.Не зверушка, не летаешь, а по коврику скользишь

        И  курсором управляешь.

         Ты – компьютерная... (мышь).

        3.Сетевая паутина оплела весь белый свет,

         Не пройти детишкам мимо.

         Что же это? (Интернет).

        – Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на классном часе? О компьютере, интернете, безопасности в интернете.

        Тема классного часа«Безопасность в Интернете».

        Целеполагание: Какие цели поставим перед собой сегодня на уроке? Компьютер и Интернет приносят пользу или вред? Какой вред может нанести компьютер и Интернет человеку? Можно ли пользоваться Интернетом так, чтобы было безопасно?

        Работа по теме.

        Учитель. Ещё несколько десятков лет назад компьютер был диковинкой, а сегодня он стал доступен обычной семье.

        -Ребята у кого дома есть компьютер? Кто им пользуется?

        -А как вы пользуетесь компьютером? (Слушаем музыку, играем, выполняем задания, готовим сообщения).

        Каждое современное предприятие внедряет компьютерные технологии в производственный процесс.

        -Ребята, где вы видели компьютер? (В школе, банках, магазинах, поликлинике, на работе у родителей).

        2. Работа в парах.

        1. Что такое Интернет для вас? (дети высказываются). После обсуждения на доске появляются таблички («Средство для поиска информации», «Место, где можно играть», «Большой магазин», «Источник учебной информации», «Средство для поиска друзей, место общения»).

        2. Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Интернет?

        (1. Угроза заражения вредоносным программами. 2. Доступ к нежелательной информации. 3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. 4. Неконтролируемые покупки).

                      - Что такое Интернет?

        Интернет – обширная информационная система, которая стала наиболее важным изобретением в истории человечества. Хотя сеть интернет построена на основе компьютеров, программ и линий связи, в действительности она представляет собой систему взаимодействия людей и информации. Это всемирная электронная сеть информации(паутина), которая соединяет всех владельцев компьютеров, подключенных к этой сети. Сеть Интернет представляет собой информационную систему связи общего назначения. Получив доступ к сети, можно сделать многое. При помощи Интернета можно связаться с человеком, который находится, на другом конце света. В Интернете собрана информация со всего мира.

        - Как вы понимаете значение слова БЕЗОПАСНОСТЬ?

        Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.

        - Что вы понимаете под угрозой?

        Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

        (После обсуждения на доске появляется определение).

        Откуда может исходить угроза в Интернете? (ответы детей)

        (от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через ИНТЕРНЕТ).

         Часто в ИНТЕРНЕТЕ встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.

        Наш классный час направлен на то, чтобы помочь вам сориентироваться в ИНТЕРНЕТЕ, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.

        Просмотр видеролика.

        3. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

        Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете.

        Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Интернет.

         Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества.

        Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы.

        Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

        Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работыпапы  или мамы и т.д.;)

        Основные правила на доске:

        1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

        2. Нельзя сообщать свои личные данные.

        3. Установите антивирус.

        4. НЕ запускайте неизвестные файлы.

        5. НЕ открывайте письма от незнакомцев.

        Работа в группах

        Вначале занятия, мы говорили  о том, полезен интернет или нет. Давайте еще раз вспомним полезные и отрицательные  стороны интернета.

         Я предлагаю рабочим  группам приступить к обсуждению. Одна группа выстраивает  позицию и доказывает о «Плюсах интернета». Вторая группа отстаивает точку зрения «Минусы интернета». 

        Посовещайтесь несколько минут, запишите на бумаге слова защиты в свою пользу, а затем мы выслушаем обе стороны. Каждая группа отстаивает свою точку зрения. Записывает ответы на стикерах и приклеивает к плакату.

        (Карточки прикреплены к доске, ниже дети записывают варианты своих ответов)

        «Здоровье и Интернет»

        «Время и Интернет»

         «Игры и Интернет»

        «Образование и Интернет»

        «Интернет и Общение»

        «Здоровье»

        Испортится зрение.

        Народные рецепты

        Можно получить облучение.

        Можно посмотреть как использовать и для чего нужно это лекарство.

        Нарушается осанка.

        Отсутствие  прогулки

        «Время»

        Забыл сделать домашнюю работу

        Быстрый поиск (экономия)

        Забыл поесть

        Получаешь быстрый ответ на свой вопрос

        Не погулял

        Заигрался

        «Игры и Интернет»

        Время

        Развивающие

        Агрессия

        Командный дух

        Безразличие к судьбе героя игры

        Логика

        «Интернет и Образование»

        Копирование информации.

        Бесплатное обучение

        Интернет не сможет объяснить как учитель, разными способами

        Подготовка к конкурсам, поиск информации, фото.

        Углубленное изучение предметов

        Вопросы по хобби

        Электронная библиотека

        «Интернет и Общение»

        Отсутствует настоящее   общение

        Быстрота ответов при разговоре, несмотря на расстояние

        Опасные незнакомцы

        Новые знакомства

        Можно не только поговорить, но и увидеть своего собеседника

        5 . Рефлексия

        - Молодцы. Мы выслушали разные мнения и задали друг другу много вопросов. Согласимся, что Интернет даёт нам много возможностей, НО станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас.

        – Главное – правильно им воспользоваться.

        - Наша встреча подошла к концу мне хочется,  чтобы вы выразили свое отношение к уроку при помощи жетонов. Вы сможете подойти к нашему сундучку и выбрать себе жетон.  Если Вы считаете занятие полезным, выбирайте – желтый цвет, если считаете урок  бесполезным, то красный. Жетоны складываем у меня на столе.

        Классный час на тему: «Информационная безопасность несовершеннолетних»

        Цель: научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.
        Задачи:

        - выявить отношение подростков к интернету;
        - сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;
        - проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;

        - развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,

        Ход мероприятия

        1.Организационный момент

        Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угрозСегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.

        «Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»

        Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

        Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации

        А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.

        Тест на знание правил поведения в интернете:

        1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.

        A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.

        B) Посоветуюсь с родителями.

        2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.

        A) Скажу в ответ: «Сам дурак».

        B) Прекращу разговор с этим человеком.

        3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.

        A) Потребую доказательств, что она плохая.

        B) Сразу откажусь.

        4)Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.

        A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.

        B) Отмечу письмо как Спам.

        Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».

        4 «А» - Тебе ещё многому надо научиться.

        3 «А» и 1 «В» - Внимательно прочитай памятку по безопасному поведению в интернете.

        2 «А» и 2 «В» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.

        1 «А» и 3 «В» - Ты почти справился, но есть слабые места.

        4 «В» - Молодец! К интернету готов!

        Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?

        - Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;

        - Доступ к нежелательному содержимому;

        - Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;

        - Неконтролируемые покупки;

        - Интернет-зависимость;

        - Интернет – преступники и их деятельность в сети.

        Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.

        1. Спрашивай взрослых

        2. Установи фильтр

        3. Не спеши открывать файлы

        4. Не спеши отправлять SMS

        5. Осторожно с незнакомыми

        6. Будь дружелюбен

        7. Не рассказывай о себе

        Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.

        «Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.

        Некоторые признаки виртуальной зависимости:

        · Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.

        · Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.

        · Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.

        Тест на интернет - зависимость

        Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:
        1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.

        1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
        2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
        3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с друзьями?
        4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
        5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
        6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
        7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
        8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования интернета?
        9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
        10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?
        11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
        12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
        13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
        14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
        15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
        16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
        17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
        18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
        19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
        20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в интернет?

        Теперь подсчитайте общую сумму баллов.

        При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.
        При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

        Рекомендации подросткам

        1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

        2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

        3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

        4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

        5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

        6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

        7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

        8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

        9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

        10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

        11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

        Учитель: Интернет - это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.

        Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы» Интернета

        Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.

        Заполняется таблица.

        Положительные моменты интернета:

        – развитие технического прогресса;

        – доступ к разнообразной информации;

        – доступность и легкость покупок.

        Отрицательные моменты интернета:

        – широкие знакомства – зависимость;

        – теряется навык реального общения;

        – портится язык (словарный запас);

        – меняются цели человека;

        – виртуальная реальность замещает действительную.

        Подведем итоги классного часа.

        Памятка по безопасному поведению в интернете

        Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:

        • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.

        • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.

        • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

        • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

        • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

        • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

        • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

        Просмотр видеролика.

        3. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

        Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете.

        Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Интернет.

         Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества.

        Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы.

        Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

        Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работыпапы  или мамы и т.д.;)

        Основные правила на доске:

        1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми.

        2. Нельзя сообщать свои личные данные.

        3. Установите антивирус.

        4. НЕ запускайте неизвестные файлы.

        5. НЕ открывайте письма от незнакомцев.

        Работа в группах

        Вначале занятия, мы говорили  о том, полезен интернет или нет. Давайте еще раз вспомним полезные и отрицательные  стороны интернета.

         Я предлагаю рабочим  группам приступить к обсуждению. Одна группа выстраивает  позицию и доказывает о «Плюсах интернета». Вторая группа отстаивает точку зрения «Минусы интернета». 

        Посовещайтесь несколько минут, запишите на бумаге слова защиты в свою пользу, а затем мы выслушаем обе стороны. Каждая группа отстаивает свою точку зрения. Записывает ответы на стикерах и приклеивает к плакату.

        (Карточки прикреплены к доске, ниже дети записывают варианты своих ответов)

        «Здоровье и Интернет»

        «Время и Интернет»

         «Игры и Интернет»

        «Образование и Интернет»

        «Интернет и Общение»

        «Здоровье»

        Испортится зрение.

        Народные рецепты

        Можно получить облучение.

        Можно посмотреть как использовать и для чего нужно это лекарство.

        Нарушается осанка.

        Отсутствие  прогулки

        «Время»

        Забыл сделать домашнюю работу

        Быстрый поиск (экономия)

        Забыл поесть

        Получаешь быстрый ответ на свой вопрос

        Не погулял

        Заигрался

        «Игры и Интернет»

        Время

        Развивающие

        Агрессия

        Командный дух

        Безразличие к судьбе героя игры

        Логика

        «Интернет и Образование»

        Копирование информации.

        Бесплатное обучение

        Интернет не сможет объяснить как учитель, разными способами

        Подготовка к конкурсам, поиск информации, фото.

        Углубленное изучение предметов

        Вопросы по хобби

        Электронная библиотека

        «Интернет и Общение»

        Отсутствует настоящее   общение

        Быстрота ответов при разговоре, несмотря на расстояние

        Опасные незнакомцы

        Новые знакомства

        Можно не только поговорить, но и увидеть своего собеседника

        5 . Рефлексия

        - Молодцы. Мы выслушали разные мнения и задали друг другу много вопросов. Согласимся, что Интернет даёт нам много возможностей, НО станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас.

        – Главное – правильно им воспользоваться.

        - Наша встреча подошла к концу мне хочется,  чтобы вы выразили свое отношение к уроку при помощи жетонов. Вы сможете подойти к нашему сундучку и выбрать себе жетон.  Если Вы считаете занятие полезным, выбирайте – желтый цвет, если считаете урок  бесполезным, то красный. Жетоны складываем у меня на столе.

        Интернет-ресурсы для педагогических работников

        http://www.prosv.ru/ Сайт издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ

         http://sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной   среды.

        http://www.apkppro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ.

        http://www.curator.ru – «Куратор». Сайт посвящён применению Интернет- технологий в образовании. Новости образования, материалы по дистанционному обучению через Интернет, сайтостроению, web-обзоры, обзоры электронных учебников, материалы в помощь методисту,

         http://www.ed.gov.ru – Федеральное агенство по образованию. 

         http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».

        Каталог образовательных Интернет-ресурсов. Базовые федеральные образовательные порталы. Поиск по подстройке, по рубрикаторам. Рейтинги ресурсов. Нормативные документы системы образования. Государственные образовательные стандарты. Дистанционное обучение (курсы, организации, нормативная база). Глоссарий (образование, педагогика).

        http://www.edu.-all.ru – Портал «ВСЕОБУЧ» – всё об образовании. http://www.ict.edu.ru – Федеральный портал «Информационно-

        коммуникационные технологии в образовании».

        http://www.int-edu.ru – Институт новых технологий образования. Сайт представляет различные дидактические и методические пособия.

        http://www.lexed.ru – Федеральный центр образовательного законодательства.

        http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации.

        http://www.rost.ru – Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

        http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал. Образовательные ресурсы для воспитателей, учителей, учеников и родителей. Портал содержит многообразную информацию по всем основным вопросам общего образования, от дошкольного до полного среднего.

        http://www.videoresursy.ru – «Медиаресурсы для образования и просвещения» - один из лидеров в создании нового поколения электронных учебно-методических пособий на основе демонстрации опыта работы педагогов-практиков. «Медиаресурсы» - коммерческая организация, современная рыночная структура, специализирующаяся в области разработки, издания, тиражирования и сбыта мультимедийных учебно-методических пособий для общего и профессионального образования.

        http://www.vidod.edu.ru – Федеральный портал «Дополнительное образование детей». Федеральные и межведомственные программы. Воспитание. Направления дополнительного образования детей. Детский отдых.

        МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

        http://www.edu.ru/documents/ - обязательный минимум содержания начального общего образования;

        http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Самый большой педагогический форум в русскоязычном интернете. Содержит свыше 26000 разработок уроков и внеклассных мероприятий для начальной школы.

        http://nsc.1september.ru – Электронная версия газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября». Удобный рубрикатор позволяет с легкостью найти большинство ресурсов, опубликованных в газете.

        http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Удобная навигация и технология поиска дают возможность без труда отыскать необходимый материал. База содержит множество визуальных элементов от рисунков и анимаций, до видео фрагментов для организации обучения по всем предметам с 1 по 11 класс.

        http://www.uchportal.ru/load/46 - Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы.

        https://nsportal.ru/shkola - социальная сеть работников образования

        https://www.prodlenka.org/ - сайт для учителей и воспитателей

        http://www.n-shkola.ru/ - Официальный сайт журнала «Начальная школа».

        http://www.sch2000.ru - Сайт центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» содержит методические рекомендации, курсы, учебные пособия для организации обучения по авторским учебникам Л.Г. Петерсон для начальной школы и дошкольных общеобразовательных учреждений.

        http://www.zankov.ru - Официальный сайт федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова. Очень полезен учителям, работающим по УМК этого автора.

        www.school2100.ru - Официальный сайт для учителей, работающих по УМК «Школа 2100».

        http://www.ug.ru - Официальный ресурс «Учительской газеты».

        http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=277 – Подборка федерального образовательного портала для организации занятий по природоведению.

        www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей. Всех, чья жизнь каким-либо образом связана с начальной школой. Дети найдут здесь много интересных и новых для них сведений, поиграют в игры или пообщаются со сверстниками. Родители могут почитать о проблемах воспитания и задать интересующие их вопросы, а учителя пообщаться и поделиться опытом друг с другом.

        http://www.uroki.net/ - Банк данных в помощь учителю: разработки уроков, сценарии внеклассных мероприятий, школьные песни и караоке, календарно-тематическое планирование и множество других полезных материалов.

        http://www.k-yroky.ru/load/67 - Еще один ресурс, содержащий множество методических разработок.

        http://bomoonlight.ru/azbuka/ - Азбука в картинках для учеников 1-го класса.

        http://stranamasterov.ru – Всё для творчества учителей, детей и их родителей. Разнообразные техники, мастер-классы дадут возможность творить любому, даже самому неусидчивому ребенку.

        http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные презентации и клипы.

        http://akademius.narod.ru/index1.html - Онлайн-тестирования по русскому языку, математике и истории для учащихся 1-5 классов.

        http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Сайт создан для педагогов, которые стремятся к улучшению качества учебно-воспитательного процесса с помощью применения на уроках информационно-коммуникационных технологий. На сайте можно найти разработки уроков с применением ИКТ в рамках требований ФГОС, примерные программы внеурочной и урочной деятельности младших школьников, ссылки на материалы о ФГОС в сети Интернет и другую полезную информацию.

        http://suhin.narod.ru/ - Занимательные материалы из книг И.Сухина: от литературных затей до шахмат.

        http://www.lenagold.ru/ - Отличный сайт для творческих учителей. Содержит клипарты и фоны, которые помогут в создании презентационных материалов к уроку.

        http://www.tatarovo.ru/sound.html - Отличная подборка звуковых материалов (птицы, насекомые, люди, бытовые приборы и инструменты, природа и многое другое).

        http://rusedu.ru/subcat_28.html - Разработки уроков и сценарии внеклассных занятий для начальной школы с применением ИКТ.

        http://babydreams.bestnetservice.com/index.htm - Сказочное образование представляет диски с играми и заданиями по образовательным предметам на любой вкус.

        http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm - Сайт для детей и взрослых, раскрывающий такой важный вопрос как безопасность в Интернете.

        СПИСОК ЖУРНАЛОВ И ГАЗЕТ

        http://www.1september.ru – «Первое сентября». Сервер объединения педагогических изданий. Публикуются номера газеты, а также материалы предметных газет.

        http://psy.1september.ru – «Школьный психолог».

        http://www.detgazeta.ru – «Детская газета». Новое весёлое электронное издание для детей от 6 до 10 лет. Сказки, головоломки, викторины, лабиринты, рассказы о животных, кулинарные рецепты, адреса друзей.

        http://www.informica.ru/windows/magaz/higher/higher.html – Научно- педагогический журнал Министерства Образования и Науки Российской Федерации.

        http://www.kostyor.ru - Детский литературно-художественный журнал

        «Костёр». Сегодняшний «Костёр» — это полезное и увлекательное издание, интересное и детям, и их родителям. Цель журнала — привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас. Авторы – известные детские писатели: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Святослав Сахарнов, Владислав Крапивин, Валерий Воскобойников, Александр Курляндский и другие. «Костер» печатает классиков отечественной детской литературы и открывает новые молодые имена. Юные авторы выступают в журнале на равных со взрослыми — ребята публикуют в журнале свои первые литературные опыты: стихи, рассказы, заметки, зарисовки. В журнале много интересных конкурсов и развивающих викторин с призами, есть страницы юмора, кино и музыки.

        http://www.merrypictures.ru/last_vk - «Весёлые картинки». Детский юмористический журнал. Организует досуг всей семьи: настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. С нового года в журнале вкладка «Учимся вместе с Весёлыми человечками». «Занимательная геометрия», «Давайте сравнивать», «Назови любимый цвет», «Учимся считать» и другие весёлые уроки составят уникальный «Весёлый учебник». Журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Просмотреть архив журнала можно на сайтеhttp://publ.lib.ru/ARCHIVES/V/''Veselye_kartinki''/_''Veselye_kartinki''.html 

        Публичная библиотека (Электронные книжные полки Вадима Ершова и К).

        http://www.murzilka.org/info/about/ - популярный детский литературно- художественный журнал «Мурзилка». В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы - современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели. Просмотреть архив журнала можно на сайте: www.murzilka.km.ru. Адресован детям от 6 до 12 лет.

        http://www.vestnik.edu.ru – «Вестник образования». Нормативные документы и аналитические обзоры.

        Методические и справочные материалы

        Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

        • «Позитивный контент»

          Российский конкурс на лучший интернет-ресурс с позитивным контентом, ориентированный на детско-юношескую аудиторию, был учрежден Российским Оргкомитетом Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Организаторами первого конкурса стали Фонд Развития Интернет, RU-CENTER и Координационный центр национального домена сети Интернет. Впервые конкурс был проведен в 2009 году. Он стартовал 7 апреля 2009 года, в день 15-летия Рунета, и проходил в рамках Года безопасного Интернета в России.

          Конкурс направлен на поддержку команд создателей и разработчиков существующих интернет-ресурсов с позитивным контентом для детей и подростков, а также на стимулирование к созданию и реализации новых интернет-проектов с позитивным контентом для детей и молодежи.

        • Конкурс социальной рекламы

          Конкурс проводился в рамках Года Безопасного Интернета в России.

          Цель конкурса: привлечение внимания широкой общественности к необходимости построения безопасного интернет-пространства и повышения информированности детей, подростков и родителей о безопасном использовании онлайновых технологий.

          «Лучший школьный сайт»

          Конкурс проводился в рамках проекта Фонда Развития Интернет «Интернет глазами школьника» совместно с американским благотворительным фондом United Way International.

          Согласно национальному проекту «Образование» 2006 года в скором времени все школы РФ должны были быть подключены к высокоскоростному Интернету, но вместе с тем большинство школ все еще не имело представительства в сети Интернет.

          Целью конкурса было привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта, который решал бы несколько задач. Сайт должен не только представлять учебное заведение на просторах Интернета, но и являться площадкой для неформального онлайн-общения, обсуждения волнующих школьников тем, обмен интересной информацией, и доступ к учебным ресурсам.

        МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «СЕТЕВИЧОК» Цикл международных образовательных мероприятий «Сетевичок», направленных на развитие кибербезопасности и цифровой грамотности молодежи и формирование информационного пространства детства, стартовали совместно со Всероссийской акцией по безопасности школьников в сети «Интернет».МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ «СЕТЕВИЧОК» Цикл международных образовательных мероприятий «Сетевичок», направленных на развитие кибербезопасности и цифровой грамотности молодежи и формирование информационного пространства детства, стартовали совместно со Всероссийской акцией по безопасности школьников в сети «Интернет».

        Дополнительные методические материалы

        Родительское собрание в 8  классе на тему "Безопасность детей в сети Интернет"

        Классный руководитель:  Гоголева Светлана Евгеньевна

        XXI век на дворе:  Интернет вошел в каждый дом.

        Сеть информирует, учит, продвигает, рекламирует, продает, покупает, следит, контролирует, консолидирует, словом, живет, как настоящее живое общество.

        Мы, наши дети, и даже их бабушки и дедушки активно пользуемся всеми возможностями Интернета: участвуем в социальных сетях, смотрим фильмы, клипы, слушаем музыку, играем, пишем в  блоги; сеть предлагает все больше и больше возможностей.

        Среда Интернета может оказаться небезопасной для ребенка: контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты, доступ к нежелательному содержимому, угроза заражения вредоносным ПО, другие опасности.

        Родители должны быть информированы  не только о возможной опасности для ребенка, но и способах обеспечения его безопасности в сети Интернет.

        Цель: просвещение родителей по теме “Безопасность детей  в сети Интернет”.

        Подготовительные мероприятия:

        - анкетирование учащихся по теме собрания;

        - подготовка буклета для родителей по теме собрания.

         Ход родительского собрания

        I. Мотивация к деятельности. Тренинг.

        Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.

        Вопросы.

        Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.

        Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?

        Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?

        Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?

        II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.

        Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.

        Результаты анкетирования детей класса показали, что:

        75 % детей имеют дома компьютер

        В среднем ежедневно дети проводят за ним по 4 часа в день

        Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры. 80% из них каждый день играют в компьютерные игры, причем 51% может начать играть, даже не пообедав.

        На втором месте – общение в Сети. 70% пользуются Интернетом – из них 100% общаются в социальных сетях, 63% - играют в сетевые онлайн игры.

        Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно 46%, 135 и 1%

         38% -при определении рейтинга использования свободного времени на I место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.

        Сегодня мы с вами остановимся на особенно важной проблеме современных школьников – зависимости от сети Интернет.

        Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в приеме привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам.

        Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета.

        Существует 5 типов Интернет-зависимости:

        бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.

        пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.

        игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.

        навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.

        киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

        Интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что приводит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагировать на просьбы отвлечься от компьютера, терять контроль за своим временем, лгать, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня.

        Родители должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой. Но это легче сказать, чем сделать.

        Зависимость от Интернета все чаще называют чумой XXI века. В отличие от сигарет или наркотиков запретить Интернет нельзя – глобальная Сеть прочно вошла в нашу жизнь. Интернет – необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно.

         Подростковый возраст — время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными.

        Дети этого возраста используют Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения — мгновенный обмен сообщениями.

        Данные, показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем возрасте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна.

        Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета

        Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети

        44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз.

        14.5 % детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.

        38% детей просматривают страницы о насилии

        16% детей просматривают страницы с расистским содержимым

        Согласно исследованию, проведенному в 2006 году в Польше, почти 1/3 родителей (28,4%) не осознает опасностей, с которыми могут встретиться их дети в Интернете

        Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в том, какие опасности ждут ребенка в сети и как его от них оградить.

        Основные угрозы для детей в сети Интернет

        1. Системы мгновенного обмена сообщениями

        Системы обмена мгновенными сообщениями (например, MSN Messenger, Yahoo! Messsenger, Google Talk, ICQ…) стали широко используемым каналом общения для молодых людей. Это не могло остаться незамеченным со стороны кибер-преступников, которые быстро сделали его основным каналом для своей деятельности.

        Одна из самых опасных угроз заключается в том, что преступники, используя данные программы, обманывают детей и подростков и представляются им другим человеком, чем они есть на самом деле.

        В этих программах пользователи авторизуются с использованием адреса электронной почты и пароля. Например, если кто-то узнает данные другого пользователя и подключится к программе от его лица, то остальные люди, с которыми этот пользователь общается, будут думать, что они общаются именно с данным пользователем, хотя это не так. Если Выобмениваетесь информацией или файлами с этим псевдо-пользователем, то преступник сможет легко ими завладеть. Именно по этой причине очень важно не распространять любую конфиденциальную информацию (персональные данные, фактический адрес проживания, банковские реквизиты и пр.) через подобные небезопасные каналы связи, как системы обмена мгновенными сообщениями.

        Другая опасность состоит еще в том, что к подобным преступлениям часто прибегают педофилы. Их задача – собрать сведения о детях и подростках, а затем договориться с ними о реальной встрече или заставить их пойти на встречу. Педофилы зачастую представляются другими молодыми людьми, профессиональными фотографами или т.п.

        Образование – это самый лучший способ защитить детей от подобного рода угроз. Посоветуйте им не общаться с незнакомцами, причем не только в онлайне, но и в обычном мире. Дети должны обладать достаточной уверенностью, чтобы быть способными открыто обсуждать с родителями или учителями свои проблемы.

        Другой потенциальный риск в обмене мгновенными сообщениями – это инфицирование вирусами и вредоносными кодами. Почти 60% червей (вредоносные коды, которые распространяют сами себя), обнаруженных антивирусной лабораторией PandaLabs на протяжении первого полугодия, были созданы для распространения через системы обмена мгновенными сообщениями. Некоторые из них созданы для кражи паролей к онлайн-банкам. В этом случае в большей степени рискуют сами родители, потому что будут украдены их банковские данные, и, следовательно, могут пропасть их деньги.

        Существуют простые способы, которые могут быть полезны для предотвращения случаев проникновения вредоносных кодов на компьютеры через системы обмена мгновенными сообщениями: не открывайте файлы и не нажимайте на ссылки, которые Вы получили через эти системы. По крайней мере, не делайте этого, пока точно не убедитесь, что человек, который их Вам прислал, является именно тем, кем он себя называет.

        2. Электронная почта

        Электронная почта – это другой источник опасности для молодых ребят. В этом случае также существует несколько угроз:

        Во-первых, это спам. Очень часто данный тип нежелательной почты используется для рекламы различных предложений: от казино до лекарств. Дети более подвержены доверять сообщениям, которые представлены в данных письмах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они могут получить доступ к онлайн-казино и проиграть большую сумму денег, или они могут купить лекарства или даже наркотики с большим риском для своего здоровья.

        Далее, существуют ложные предложения работы. Это не представляет серьезную опасность для детей, но может являться таковой для подростков. Обычно эти сообщения содержат фантастические условия работы. Они обещают большие зарплаты без каких-либо усилий. Все, что в таких случаях необходимо, - это номер банковского счета, куда будут перечисляться деньги, а затем, в обмен на комиссию, получателя попросят перевести эти средства на другой банковский счет. Это выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, и любой здравомыслящий взрослый человек насторожиться от такого предложения. Однако молодые люди ищут легких денег. В результате этого они непроизвольно становятся соучастником преступления, т.к. целью подобных финансовых переводов является «отмывание» преступных денег.

        Другой риск связан с вирусами и вредоносными программами, которые могут попасть на компьютер. Как правило, они распространяются через сообщения в электронной почте, которые имеют определенную тематику (реклама новых фильмов, эротические фотографии, скачивание игр и т.д.) и предлагают пользователям нажать на ссылку или скачать файл, являющиеся причиной инфекции. Данная техника известна как «социальная инженерия». Многие взрослые люди становятся жертвами данной техники, что уж говорить про детей, которые очень легко могут стать жертвами.

        Лучший способ защитить детей и подростков от этих угроз – это научить их быть бдительными по отношению к письмам из неизвестных источников. Они должны знать, что большинство из написанного в этих письмах является ложью, и что они никогда не

        должны открывать файлы или нажимать на ссылки в письмах подобного рода.

        3. Программы обмена файлами

        Обмен файлами в P2P-сетях является еще одним из основных источников распространения инфекций. Большинство вредоносных кодов (преимущественно, черви) копируются в папки с этими программами под заманчивыми именами (названия фильмов, программ и т.д.) для того, чтобы привлечь внимание других пользователей, которые захотят скачать эти файлы и запустить их на своих компьютерах.

        По сути дела, это еще один вариант социальной инженерии: названия файлов могут быть умышленно созданы таким образом, чтобы привлечь именно детей и подростков, которые по незнанию скачают вредоносные программы на свои компьютеры.

        Именно по этой причине детям следует знать, какие файлы они могут скачивать, а какие скачивать нельзя. Более того, очень хорошая идея –  это проверять каждый скаченный файл с помощью решения безопасности до момента их первого открытия / запуска.

        Если при запуске файла возникает ошибка или открывается диалоговое окно с вопросом о лицензии или предложением скачать дополнительный кодек, то подобные действия должны сразу же Вас заставить быть бдительным, потому что, скорее всего, данный файл содержит в себе вирусы или другое вредоносное программное обеспечение.

        4. Социальные сети и блоги

        Сайты социальных сетей (например, Facebook, MySpace, одноклассники, Вконтакте) широко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для того, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденциальную информацию как имя, возраст и т.д.

        Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдонимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а также свои фотографии и видео.

        Многие подростки используют блоги в качестве своих персональных дневников. Как правило, такие онлайн-журналы содержат значительно  более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, которые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также содержать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденциальную информацию.

        Аналогично, в некоторых социальных сетях, например в MySpace, есть возможность обмениваться файлами с другими пользователями. Необходимо отдельно обратить внимание ребенка на то, какими файлами он может обмениваться с другими пользователями и кому он может разрешить просматривать эту информацию. Совсем не сложно, например, разместить свои фотографии, но защитить их паролем, который будет доступен только своим друзьям и семье.

        Родителям следует знать об этих новых сервисах, а также о том, как они работают и какие риски они представляют для пользователей. Родители также должны быть способны проинструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно.

        5. Мобильные телефоны с выходом в Интернет

        Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследование показало, что такие технологии как Bluetooth (позволяет обмениваться файлами между устройствами по беспроводному каналу) и высокоскоростной доступ в Интернет сделали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак.

        В настоящее время сотовые телефоны широко используются детьми и подростками. Соответственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету.

        Во-первых, сейчас широко распространены системы обмена мгновенными сообщениями для сотовых телефонов. Дети могут войти в чаты в любой момент, при этом не важно, где они находятся физически, и столкнуться с теми рисками, о которых мы подробно говорили выше: кража персональных данных, педофилы, распространение вирусов и вредоносных программ и т.д.

        Спам также начинает одолевать сотовые телефоны. За последние  несколько лет SMS-сообщения с рекламой всех типов продуктов и сервисов наводнили сотовые телефоны во всем мире. Большая часть подобной рекламы – это реклама порнографии. Это означает, что дети могут столкнуться с подобной информацией не только при выходе в Интернет со своего компьютера, но и при использовании собственного мобильного телефона.

        В результате, родители также должны контролировать то, как дети пользуются своими сотовыми телефонами. Поэтому мы рекомендуем родителям покупать своим детям сотовые телефоны без встроенных функций, которые могли бы подвергать их такому риску (подключение к Интернету, SMS, наличие Bluetooth и т.д.), а подросткам необходимо объяснять, как следует безопасно использовать свой сотовый телефон. Постоянно напоминайте им, чтобы они не отвечали на сообщения из подозрительных и неизвестных источников и не соглашались на встречу с незнакомцами.

        Итак. вот несколько рекомендаций общих психологов для профилактики Интернет-зависимости у детей:

        Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убедитесь, что ребенок пользуется Сетью во время, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет сократить время на бездумное обновление странички одноклассников в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д.

        Не ставьте компьютер в комнате ребенка. Установите компьютер в гостиной или в своей комнате – там, где вы сможете легко контролировать то, что ваш ребенок делает в Интернете. С помощью современных мобильных телефонов можно подключиться к Сети для общения, игр и просмотра сайтов. Неважно, с помощью какого устройства ребенок будет уходить в виртуальный мир. Важно не допустить, чтобы виртуальная реальность не стала для него домом.

        Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн-игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по всему миру, например, World of Warcraft, действительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые люди достигали крайней степени истощения, не в силах оторваться от любимой игры, не говоря уже о таких «мелочах», как разводы, потеря работы и т.д. Кроме того, во многих играх, чтобы добиться успеха, нужно не только проводить в игре много часов в день, необходимо также вкладывать в своего персонажа реальные деньги, обменивая их на игровую валюту. Не получив денег на игру от родителей, ребенок может пойти на обман или воровство.

        Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.

        Советы по безопасности, или Как Вы можете защитить своих детей

        Создайте список домашних правил Интернета при участии детей.

        Используйте программы по защите детей в сети.

        Существует ряд программ, позволяющих защитить собственного ребенка от посещения, нежелательных сайтов.

        Программа «Интернет-Цензор» – Интернет—фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов.

        Хотите оградить ребенка от опасных и вредных сайтов? Используйте бесплатное программное обеспечение «Интернет Цензор» - это быстро и очень просто!

        Лучшее решение для защиты ребенка в Интернете! В основе работы Интернет Цензора лежит технология "белых списков", гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные вручную проверенные "белые списки", включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации.

        Более подробную информацию о программе, возможность бесплатно скачать программу  вы можете на странице http://www.icensor.ru/soft/

        Родителям демонстрируется работа с данной программой, показывается, как можно добавить сайт в «белый» или «черный» список.

        Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы вы говорили о чем-то другом.

        Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.

        Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией.

        Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете.

        Научите детей не загружать программы без вашего разрешения — они могут ненарочно загрузить вирус или шпионскую программу.

        Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома,  создайте для него учетную запись с ограниченными правами.

        Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.

        Расскажите детям о порнографии в Интернете и направьте их на хорошие сайты о здоровье и половой жизни.

        Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами.

        Расскажите детям об ответственном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, сплетен или угроз другим.

        Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи;

        Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников;

        Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а  также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет;

        Позвоните по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9−00 до 18−00 мск).

        Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com

        Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com

        И последний мой совет Вам – будьте внимательны к своим детям!

        III. Рефлексия.

        Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее:

        Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать

        Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания

        Средний палец – мне совсем не понравилось

        Безымянный палец – психологическая атмосфера

        Мизинец – мне здесь не хватило

        Благодарю за внимание!

        Список использованных ресурсов:

        Азбука безопасности. В Интернете http://azbez.com/safety/internet

        Акции детского портала Tvidi.Ru."Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/

        Анкета «Интернет и пятиклассники».  http://ludmilakarnazhitska.blogspot.com/2010/11/blog-post_21.html

        Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html

        Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

        Материалы сайта «Интернешка» http://interneshka.net/

        Документы

        Документы не выбраны

        Поделиться страницей

        Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie